От толерантности к эмпатии, от милосердия к педагогике,
от коррекции к коммуникации, от традиции к инновации –
таким стало моё педагогическое кредо сегодня.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная моя задача.
Наверно, вы согласитесь со мной, что не много профессий, в которых сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии? Именно эти качества, составляют, на мой взгляд, фундамент профессиональной настоящего дефектолога.
Не представляю себя сейчас вне своего дела, не перестаю радоваться и удивляться тому, что в своё время выбрала себе такую гуманную всегда и особо актуальную ныне профессию.
На мой взгляд, одним из главных качеств учителя - дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети, часто имеют, на ряду с основным заболеванием, и другие проблемы (ярко выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, нарушение зрения, аутистические черты и т.д.). Поэтому, педагогу, работающему с детьми, имеющими особые образовательные потребности, просто необходимо обновлять и расширять свои знания.
Дети должны чувствовать, что в них заинтересованы. Деятельность педагога становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Сейчас я уже научилась абстрагироваться от собственных проблем и начинать образовательную деятельность с улыбкой.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. «Особого ребёнка» - практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучною.
Приоритетом педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Учитель – дефектолог должен активно искать новые формы и методы в работе с родителями, так как невозможно выбрать какую-то систему раз и навсегда, ведь особенность педагогики в постоянном движении, развитии и изменении.
Конечно, нельзя сказать, что моя педагогическая деятельность протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога. Возникают различные проблемы и вопросы, на которые не всегда можно получить чёткий ответ. Но я думаю, что трудное сделайте привычным, привычное - лёгким, лёгкое – нужным и важным, мне под силу.