Дети дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием  отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них простран­ственных представлений.

  Для детей данной категории характерна малая двигательная актив­ность, ограниченные возможности практической микро - и макроориентировки, отмечаются зат­руднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности. Поэтому, кроме коррекционных  занятий и   в течении дня, во всех режимных моментах, проводятся  игры, упражнения для развития ориентировки в пространстве.

  Значение игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра -  это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

      Здесь представлены  для васнесколько комплексов  упражнений и игр по возрастам.

Первый год обучения (2 младшая группа)

Игры на формирование ориентировки "на себе" представление о пространственном расположении частей тела: голова — вверху; ноги — внизу, одна рука правая, другая — левая.

    Педагог сообщает детям, что сегодня в гости пришла кукла Оля. Где находится голова у куклы? (Вверху.)

    А где ваша голова? Потрогайте ее.

    Где ноги у куклы (внизу), а где у тебя?

   Затем дети   собирают на фланелеграфе кукол из частей. Педагог при этом сопровождает действия словами:

- Расположим туловище, сверху — голову, внизу — ноги, руки — по сторонам.

Закреплять понятия «вверху», «внизу»

«Где ушки  у зайчика?»

Педагог предлагает детям рассмотреть зайчика.

Посмотрите, где у зайки ушки? (Вверху на макушке.)

«Где ножки? (Внизу)

 Справа – слева

Предлагаем  угостить зайцев морковками.

- С какой стороны нужно положить большие морковки? (Справа.) С какой стороны
нужно положить маленькие морковки? (Слева.) и т. д.

Ориентирование в макропространстве

 Где располо­жены колеса у всех машин? (Внизу.)

- Где стоит машина? (На полу.)

- Где сидит зайчик? (За стулом.)

- Где лежит мяч? (Под столом.)

- Где лежат кубики? (В коробке.)

 «Найди шарик на елке».

- (Зеленый вверху, красный внизу, желтый справа и т. д.)

 «Разложи, как на картинке».

Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа.

Дети раскладывают на индивидуальных листах  фигуры диких животных, как на сюжетной картине. Педагог задает уточняющие вопросы.

 - Куда вы посадили зайца?

  -А где стоит лисичка?

  - А где спрятался мишка?

   «Расставим мебель в комнате».

Педагог просит расставить мебель так, как он попросит.

- Стол поставьте в середине комнаты.

- Стулья — около стола.

- Диван — у стены.

- Одно кресло — слева от дивана, другое — справа.

 «Что изменилось?»

Педагог переставляет предметы мебели, а дети узнают, что изменилось. В конце занятия педагог просит детей ответить на вопросы.

Второй год обучения(средняя группа)

 Задание  «Найди  и покажи голову, лицо, плечи, руки, ноги, спину (и т. д)»

-Какая часть тела расположена вверху? Внизу?

- Поздоровайся с куклой правой рукой, помаши левой.

- Топни правой ногой, топни левой.

- Найдите все части тела, расположенные справа, слева.

- Покажи грудь. Где она находится? (Впереди.)

- А где находится спина? (Сзади.)

  «Куда покатился мяч?»

Педагог вместе с Гномиком катят мяч вперед, направо, налево. Дети каждый раз показывают направление движения мяча рукой, а затем обозначают в речи.

 «Угадай с закрытыми глазами, где звенит»

  Дети по очереди с закрытыми глазами угадывают, где звенит колокольчик: далеко или близко, высоко или низко.

 Учить обозначать расположение деталей одежды соответствующими пространственными терминами  

  «Подбери детали к одежде»  

Детям предлагают подобрать пуговицы, карманы, воротнички по цвету платья и рассказать, где они расположены на предметах одежды (вверху, внизу, справа, слева, впереди).

 Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа.

   «Разложи фигуры»

 Учить рисовать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз.

      «Кто, где находиться?»

Детям предлагают назвать членов семьи, расположенных на рисунке вверху, внизу; провести фломастером дорожки, начиная движение сверху-вниз, от мамы до папы, от бабушки до дедушки, от сестры до брата.

«Разложи правильно»

     Педагог предлагает рассмотреть сюжетную картину с изображением семьи, назвать всех членов семьи, рассказать, где они расположены. (Например: мама с дочкой — в центре картины, папа с сыном — на картине справа, бабушка с дедушкой — на картине слева.) Затем дети моделируют картину силуэтными изображениями на индивидуальных фланелеграфах: правой рукой берут силуэты по одному и располагают сначала маму с дочкой — посередине, потом располагают то, что справа, то, что слева.

Продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях.

  Рассказывают Зайчику, как пройти в умывальную комнату, и вместе с Гномиком моют руки, лицо, протирают очки.

 «Раскрась, как я скажу»

  Раскрась правое облако и капли, которые капают из него, голубым цветом, синим
капли, которые упадут на землю между котом и зайцем. Отметь крестиком капли, которые первыми упадут на землю.

«Соедини точки»

Ребенку предлагают соединить точки линией по алгоритму: сначала обвести середину, стекла, затем левую дужку, потом правую дужку.

  «Пройди правильно»

Дети идут по группе, выполняя команды педагога:

- Идем вперед на носочках, направо - на пяточках, налево - на носочках, вытянув руки вверх.

- Расскажите, как мы шли. Сначала — ... (вперед), потом — ... (направо), потом - ... (налево).

Каждый раз дети сначала показывают направление движения рукой, а затем обозначают в речи.

 

  В следующей консультации вы найдете продолжение игр и упражнений для развития ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru