Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в экологическом воспитании о необходимости перехода к гуманистическому и научно обоснованному стилю взаимодействия человека с окружающей средой обитания. Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически её организовывать - одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника.

 

    Необходимым условием для реализации образовательных задач, сформулированных ФГОС, является организация специальной экологической среды, в реалиях которой и происходит формирование и развитие человека. Уголкам природы отводится особая роль в создании такой среды.Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11 не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения; не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

   Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

Требования при организации в ДОУ уголков природы:

• уголок природы должен быть ярким и красочным;

• стеллажи, полки обязательно закреплены;

• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

• уход за растениями  в уголке природы по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливых по уходу за ними;

• необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов;

• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

• природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

 

Перечень образовательных задач, виды растений, рекомендуемые программой «От рождения до школы» в определенных возрастных группах.

 

Рекомендуемые комнатные растения во 2 младшей группе:

1. Фикус (хороший очиститель воздуха);

2. Бегония вечноцветущая (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей);

3. Герань зональная (похожа на кустик);

4. Аспидистра;

5. Традесканция (очищает воздух).

Задачи:

1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями;

2. Формировать умение детей определять части растений (лист, стебель, цветок);

3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска);

4. Формировать умение правильно держать лейку;

Трудовые поручения (под наблюдением воспитателя):

1. Полив растений;

2. Протирание, крупных листьев тряпочкой.

Наблюдения в уголке природы:

В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер. Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на развитие положительных эмоций.

 

Рекомендуемые комнатные растения средней группы:

1. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы);

2. Традесканция (очищает воздух);

3. Алоэ или Агава (фитоцидное растение);

4. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей);

5. Бальзамин (похож на кустик);

6. Фикус (хороший очиститель воздуха);

7. Герань зональная (похожа на кустик);

8. Узамбарские фиалки.

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе;

2. Приучать детей заботиться о растениях;

3. Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев), различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);

4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли;

5. Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня;

6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года.

Трудовые поручения:

1. Полив растений;

2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой;

3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки;

4. Совместное мытье растений.

Наблюдения в уголке природы:

В сравнительных наблюдениях комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой или губкой;

Дети усваивают простейшие правила:

- Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать);

-  Избыточный полив вреден для растений.

 

   Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве. Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих), листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая. Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий), они не цветут, почва плотная – комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения.

Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая, душистая), бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая), бальзамин, различных сортов фиалок.

 

Рекомендуемые комнатные растения старшей и подготовительной группы:

1. Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония (борются с заболеваниями верхних дыхательных путей);

2. Бальзамин;

3. Алоэ или Агава (относится к фитонцидным растениям);

4. Традесканция;

5. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы);

6. Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока);

7. Фикус (хороший очиститель воздуха);

8. Колеус;

9. Камнеломка;

10.Кливия;

11.Герань;

12.Фиалка.

Задачи:

1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями);

2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);

3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);

4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;

5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.

6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле

Трудовые поручения:

В форме дежурства

1. Полив растений;

2. Протирание и мытьё растений;

3. Опрыскивание растений;

4. Обрезка сухих листьев;

5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т.д.).

Наблюдения в уголке природы:

Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. Периодичность таких наблюдений - не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной

окраской листьев, наличием цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых.

 

Комнатные растения, запрещенные в детском саду:

• определенные виды имеют колючки либо заостренные листья, о которые дети могут пораниться (роза, кактус, определенные разновидности алоэ);

• некоторые из них насыщены ядовитым соком, который при взаимодействии с кожей может привести к сильным ожогам (диффенбахия, алоказия, кротон, молочай и другие);

• у отдельных представителей растительного мира есть красочные плоды, которые могут приводить к появлению серьезнейших расстройств: тошноты, рвоты, болезненности в области живота.

 

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

 

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155.

2. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Программа «От рождения до школы». МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  Москва, 2015 г.

3. С.Н.Николаева. Программа «Юный эколог». МОЗАИКА-СИНТЕЗ,  Москва, 2010г.

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13. 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru