Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Весна идет, весне дорогу!»

Цель:  закрепить знания о весне, весенних явлениях в природе.                                                     

Задачи:

  • уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;
  • обогатить и активизировать словарь детей по теме;
  • развивать речь детей, воображение, логическое мышление;
  • воспитывать в детях умение видеть и понимать красоту природы на основе активного использования фольклора (загадок, закличек, стихов), рассматривания картин русских художников;
  • формировать  бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование. Иллюстрации о весне,  аудиозапись «Пение птиц», атрибуты для создания весенней поляны (деревья, облака, солнце, подснежники, птицы), презентация «Весна в картинах русских художников».

Предварительная работа. Беседы о весне, солнце. Заучивание загадок, закличек. Чтение сказок. Занятие бисером.

                                                                 Ход занятия

                                              Дети стоят по кругу в центре группы.

 

Артикуляционная гимнастика.

Птицы с юга прилетели

И построили качели.(Упражнение для языка «Качели»).

Веселятся и смеются

Все приветствуют весну! (Упражнение для губ «Улыбка»).

Воспитатель.Ребята, отгадаете загадку.                                                                                                                                                        

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

Ответы детей. Это бывает весной.

Воспитатель.  Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне?  (Ответы детей). Мы долго ждали весну, значит, какая весна?

Ответы детей. Такая весна долгожданная.                                                         

Воспитатель.  Поиграем в игру  "Передай колечко другу".

                                                                   (Дети встали в круг).

Передай колечко другу,

Пусть идёт оно по кругу.

Передай колечко, назови словечко.

Воспитатель.Назовите приметы весны?

Ответы детей. (Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее).

Воспитатель. Назовите признаки весны - весна какая?

Ответы детей. Веснатеплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая.

Воспитатель. Назовите весенние месяцы?

Ответы детей. Весенние месяцы:

март, апрель, май –

их не забывай!

Воспитатель.  В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют?

Ответы детей.Проталины – это то  место, где растаял снег и появились первые островки земли.

Воспитатель.  На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется?

Ответы детей…

Воспитатель.  Дети, давайте вспомним стихотворение "Подснежник" и расскажем.А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь и в облака превратитесь, и в мире весны вы очутитесь!

                                      ( Дети идут за воспитателем и имитируют движения)

В облака мы превратимся

К лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и цветы.

Облака плывут куда-то,

Словно сахарная вата,

Белые кудрявые

В синем небе плавают.

У них толстые бока,

Только тают облака,

Постепенно исчезают,

Тают, тают, улетают.

Воспитатель. Облака улетели, а мы  оказались на весенней солнечной поляне. Посмотрите, как красиво на лесной поляне! Раньше на Руси дети выходили на открытую местность и становились в хоровод, и все вместе  пели заклички, тем самым приближали приход весны.Давайте, ребята, вспомним свои заклички про весенние явления в природе.

(Дети в хороводе поют заклички)

Тучи, тучи

Набегайте в кучу!

Солнышко заволоките.

Дождем землю примочите!

Гром гремучий,

Тресни тучи.

Дай дождя

С небесной кручи.

 

Дождик, лей, лей, лей.

Никого не жалей-

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик посильней,

Чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки

И зеленые листочки!

 

Выйди радуга – дуга

На зелёные луга

Своим концом

Золотым венцом!

 

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Воспитатель. Давайте поиграем в хороводную игру.(Дети встали в круг).

Хороводная игра  «Весеннее солнце»

Солнце, солнце, выходи (идут по кругу)

И всю землю освети,

Чтоб весна скорей настала, (опускают руки вниз)

Чтоб нам теплее стало, (перекрещивают руки на груди к плечам)

Чтоб капели звонко пели, (имитируют дождь)

Чтоб весной ручьи звенели, (перед грудью волнообразные движения)

Чтоб цветочки распускались (поднимают руки вверх и опускают)

С юга птицы возвращались, (взмах руками)

Солнце, солнце, землю грей! (хлопают в ладоши на каждое слово)

Пусть весна придёт быстрей!

Воспитатель. Весна так прекрасна, что будоражит чувства всех людей. Многим хочется весной петь, танцевать,  сочинять стихи, совершать хорошие дела. Многих тянет на природу - погреться на теплом солнце, почувствовать запах оттаявшей земли, послушать капель и журчание ручьев, полюбоваться вылетевшей бабочкой, первым нежным цветком. Поэтому художники посвятили весне много картин, поэты сочиняли много стихов, композиторы написали прекрасную музыку.

 Да, весна сказочная волшебная пора, а поэтому и бывает она разная.

Сейчас, вернёмся в группу, сядем на стульчики и посмотрим картины художников про разное состояние весны и  расскажем свои стихи.

               (Показ презентации «Весна в картинках русских художников». Прочтение стихов)

Слайд 1. Константин Юон «Мартовское солнце».

1) Евгений  Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!».

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают  облака!

Слайд 2. Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

2)Иван Никитин «Полно, степь моя…».

Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе  соберутся,

Сколько гнёзд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День - деньской, от зари до зари!

Слайд 3. Куинджи Архип «Ранняя весна»

3) Федор Тютчев «Весенние вод» .

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Слайд 4. Борис Кустодиев «Весна»

4)Алексей Плещеев "Весна".

Все лица весело глядят.

"Весна!"- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад.

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, кто больше всех

Природы любит обновление! 

Слайд 5. Исаак Левитан «Весна – большая вода»

5)Александр Пушкин «Гонимы вешними лучами» .

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Слайд 6. Василий Бакшеев «Голубая весна».

6)Алексей Плещеев "Весна ".

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель. Понравились вам картины и стихи о весне?

Ответы детей. Нам  очень понравились картины о весне.

Воспитатель. Наши глаза устали, давайте встанемв круг и проделаем глазную гимнастику.

(Глазная гимнастика)

Итог занятия.

Воспитатель.Теперь, дети,  встаем  в круг и поиграем в игру  "Встали вкруг".                                                                                  

Быстро дети встали в круг,                                                                                                              

Справа друг и слева друг.                                                                                                           

Влево, вправо посмотри и про весну всё расскажи

(Дети высказывают свои впечатления о весне)

Воспитатель. Спасибо всем вам, ребята. Вы  все сегодня  старались и мы много узнали о весне. 

Использованная литература:

  1. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- Санкт-Петербург, 2012.
  2. Юдаева М.В. Стихи русских поэтов «Времена года».- Москва, 2012.
  3. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году».- Москва, 2009.
  4. Диски «Четыре времени года» - звуковое оформление интегрированных занятий, «Времена года с тётушкой совой».

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru