Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос, является важнейшей функцией организма.
Однако речевое дыханье детей обладает определёнными особенностями, связанными часто со слабостью диафрагмальной мускулатуры, небольшим объёмом лёгких. Отсюда и возникают некоторые трудности. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи. Такие упражнения помогают выработать мощную, длинную и точно направленную воздушную струю, необходимую для правильного произнесения звуков.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Представленные ниже вашему вниманию игры способствуют развитию дифференцированного дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху, активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.
Уважаемые родители! Вашему вниманию хочу предложить игры по уточнению значений пространственных предлогов и обучение детей правильному их употреблению.
Многие предлоги отрабатываются на материале лексических тем, что способствует пополнению и активизации словарного запаса ребенка.
В ходе игры ребенок должен правильно ответить на вопросы, стараясь при этом правильно употреблять предлог и выполнять действие.
Дидактическая игра «Пчела»
(На понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения, с предметными картинками)
Рассмотреть картинки, назвать их.
Затем взрослый перемещает пчелу, выполняя движения, и задает ребенку вопросы.
- Скажи, куда села пчела? (на цветок, на стол, на дерево…)
- Скажи, где сидит пчела? (на цветке, на столе, на дереве.)
- Откуда слетела пчела? (с цветка, со стола, с дерева.)
-Над чем летает пчела? (над цветком, над столом, над деревом.)
- Откуда вылетела пчелка? (из улья, из дома, из цветка)
- Куда спряталась пчела? (в цветок, в дом.)
Пчелу можно заменить, на бабочку, птичку и т. д.
Дидактическая игра «Насекомые»
(Ориентировка на листе бумаги)
- Рассмотри лист тетради.
- Покажи верхнюю сторону тетради; нижнюю сторону; правую, левую стороны; центр тетради, правый верхний угол, нижний левый угол, правый нижний угол, левый верхний угол.
- Посади бабочку в правый верхний угол, в нижний левый угол посади муравья.
- В центр - божью коровку, в верхний левый угол пчелу, в нижний правый угол посади комара.
- Как можно назвать одним словом: бабочка, божья коровка, муравей, пчела (Насекомые).
Закрыть плотным листом бумаги игровое поле и спросить ребенка
- Кто где находится?
Пример ответа ребенка
- В правом верхнем углу - бабочка и т.д.
В эту игру можно играть по всем лексическим темам.
Дидактическая игра «Мебель в доме»
(Употребление предлога «под», «из-под»)
В кукольном домике расставить мебель, предложить ребенку назвать её.
Взять небольшую игрушку «Кошку», «Собачку» и посадить «под» стол, предложить ребенку ответь на вопрос:
- Где сидит кошка? (под столом, под диваном, под комодом, под шкафом…).
Можно предложить поиграть, выполняя указания взрослого:
- Посади кошку под диван, под стол и т.д.
Когда предлог «под» будет закреплен, играем на понимание предлога «из-под».
Предложить ребенку ответить на вопрос: Откуда вылезла кошка? (из-под дивана, из-под кресла, из-под шкафа и т.д.).
Дидактическая игра «Мебель в доме»
(Употребление предлога «между»)
Продолжая закреплять лексическую тему «Мебель», играя, учим предлог «между».
Просим ребенка поставить кошку между шкафом и банкеткой;
- между столом и креслом;
- между комодом и трюмо.
Можно предложить ребенку назвать какая мебель у него в комнате, и поиграть, попросить выполнить задание: стань между столом и шкафом, и т.д.
Ориентировка в схеме собственного тела, части тела человека
(Дидактическая игра «Покажи где…»)
- Покажи правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо;
- Поставь руки на голову, на плечи и так далее.
Пальчиковая гимнастика
(на ориентировку на своем теле)
Это глазки вот – вот
Это брови вот-вот
Это ушки вот- вот
Это щечки вот - вот
Это ножки топ-топ
Это ручки хлоп- хлоп.
Это нос, это рот. Там спина, тут живот.
Ох, устали – вытрем лоб.
Дидактическая игра «Я знаю …»
Ребенок называет фрукты считая:
«Я знаю пять фруктов: яблоко - раз, апельсин - два, мандарин - три, ананас - четыре, груша - пять. Предложить ребенку выполнить задание на магнитной доске:
Ребенок достает из «волшебной шкатулки» картинки с изображением названых фруктов и выкладывает их на доску по указанию взрослого:
- Прикрепи яблоко в верхний правый угол;
- в нижний левый угол прикрепи ананас;
- в центр - грушу, верхний левый угол мандарин,
- в нижний правый угол апельсин.
- Расскажи, какой фрукт, где находится?
Эту игру можно применять ко всем лексическим темам (грибы, ягоды, овощи, мебель, игрушки т.д.).
С помощью этих игр ребенок усвоит правильное употребление, и смысловое значение предлогов, а также закрепит знания о пространственной ориентировке.
Выполняя такие упражнения, ребенок получит и знания, и общение с вами, родители.
Желаю удачи!
Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что Ваша речь – образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они – важный стимул для успешного закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
«СТОП – ИГРА».Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
Игры с мячиком «Ёжиком» в логопедической работе
Эта забавная упругая игрушка оказывает положительное воздействие на развитие детей.Кроме своих стандартных функций игрового предмета, мячик массирует кончики пальцев ребенка, ребристая игольчатая поверхность мяча, воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Игровые действия с мячом развивают мелкую моторку,тактильные ощущения, стимулируют точки на ладошках, координацию; а так же оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Для развития речи, внимания и мелкой моторики рекомендуется регулярно делать массаж ладошек малыша, особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за мозговую деятельность.
Если малыш не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему? Какое отношение имеют неправильно произносимые звуки на успеваемость?
Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия.
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.