С появлением слепого ребенка в семье возникает иная психологическая обстановка. Психологи и тифлопедагоги называют ее даже шоковой ситуацией. Вызвана она двумя обстоятельствами: во-первых, многие родители не имеют представления о том, чему и как обучать слепого ребенка; во-вторых, многим родителям не ясны перспективы будущего своего ребенка. Они еще не знают потенциальных возможностей слепых.

   Родители не должны сомневаться в способностях своего ребенка из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что многое будет даваться ему труднее, чем нормально видящим сверстникам. От родителей потребуется значительно больше времени для обучения и воспитания, даже самопожертвование.

     В основе воспитания должны быть заложены любовь, чуткость и терпение к ребенку. Он с младенческого возраста хорошо чувствует и любовь, и внимание к нему.   Стремитесь приспосабливать ваши действия не к слабым, а сильным сторонам характера ребенка, поскольку ваша цель - вырастить здорового, нормально развитого ребенка, умеющего самостоятельно преодолевать трудности, счастливого, несмотря на инвалидность.  Главное – не терять время.

 

ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

 

   Первые месяцы жизни слепого ребенка не отличаются какими-либо особенностями воспитания. Все дети этого возраста одинаково реагируют, когда они голодные, мокрые, озябшие. По мнению психологов и тифлопедагогов, одинаковая реакция детей до трехмесячного возраста объясняется тем, что они реагируют только на комплекс раздражителей и еще не способны вычленить отдельный раздражитель.

   Чтобы ребенок нормально развивался, необходим диалог с ним в доступной его возрасту форме. Понимать реакцию ребенка важно не только для взаимопонимания, но и для его дальнейшего развития.

   Когда мать восьминедельного нормально видящего малыша склоняется над кроваткой и улыбается, ребенок тут же отвечает улыбкой. Улыбка ребенка - форма контакта с близкими ему людьми.

   Если мать слепого ребенка склоняется над кроваткой, улыбаясь, но ничего не говоря, ребенок не отреагирует, его личико останется неподвижным. Это значит, что в общении с ним следует переходить от зрительного восприятия на язык слуховых и осязательных восприятий. С незрячим ребенком надо как можно больше разговаривать спокойным, нежным, доброжелательным голосом для того, чтобы ваше появление перед кроваткой не было для него неожиданным. Например, если вы молча прикоснетесь к малышу или молча вложите в рот ложку с пищей, он вздрогнет от испуга.

   Дети начинают понимать речь других раньше, чем станут говорить сами. На четвертом месяце ребенок прислушивается к вашему голосу, ищет его, пытается ответить соответствующими звуками и движениями, в дальнейшем ребенок привыкнет к вашему голосу и начнет узнавать его. Подходя к малышу, называйте его по имени. К девяти месяцам он запомнит свое имя и будет реагировать на него.

   Если вы заняты, разговаривайте с ребенком на расстоянии, чтобы он чувствовал, что вы с ним.

Теплый и ласковый голос родителей вызовет улыбку и у слепого ребенка. Эта улыбка чуть слабее, менее выразительна и, наверное, появится позднее, чем у зрячего. Однако будет означать то же самое.

Слепой ребенок, различая голоса, улавливает еле заметную разницу и в прикосновении рук. Малыш вертится, может заплакать, если почувствует, что его не так держат, но стоит маме или папе взять его на руки, как он тут же успокаивается и начинает бормотать.

На первом году жизни происходит интенсивное развитие органов чувств каждого ребенка, что и закладывает основу для физического и психического развития его.

   Взаимный контакт с ребенком может и должен быть установлен. Необходимы лишь терпение, дополнительные усилия и понимание того, что слепой ребенок несколько отстает в развитии в первый период жизни от зрячих сверстников по вполне оправданной причине, и не надо искать какие-то другие причины, кроме дефекта зрения.

   Физические движения, а, следовательно, и физическое, развитие младенца с точки зрения медицины являются фундаментальными и основными для последующего всестороннего его развития. Наверное, вам приходилось наблюдать, как малыша, еще не умеющего стоять, берут под мышки, и он, едва прикасаясь ножками к коленям матери, то приседает, то подпрыгивает, взвизгивая от удовольствия. Ребенок с нарушениями зрения пассивен. Окружающая среда на него не действует, он не видит ее. Поэтому незрячего малыша надо побуждать к движениям.

К сожалению, родители часто почти не обращают внимание на физическое развитие незрячего ребенка до тех пор, пока он не начнет ходить.

Следует помнить, что упущенное в раннем детстве восполняется потом с трудом и не всегда. Приобретение каждого навыка в определенном возрасте требует времени. Если оптимальный момент для освоения упущен, навык развивается труднее.

   При отсутствии зрения у ребенка такая функция может не появиться. Случайные встречи рук для него никакого интереса не представляют, так как побуждающие стимулы отсутствуют. Следует применять упражнения, которые приведут к встрече рук.

Положим обе руки малыша на бутылочку. Такое положение рук постепенно приучит ребенка самого держать бутылочку. Кормление - самые приятные эмоции для него.

Во многих странах широко распространена игра "Сорока - белобока кашу варила". Маленькие дети не понимают смысла стиха, но игра вызывает у них интерес эмоциональностью и ритмичностью, она помогает координировать движения рук и устанавливает близкий контакт с матерью.

Ребенка с дефектом зрения надо часто брать на руки. Так он учится управлять своими движениями, испытывает безопасность и ощущает тепло, пространство, когда вы носите его на руках.

   Задача родителей - развивать у ребенка различные движения (хватание, отпускание).

   Через несколько недель после рождения подвешиваем к кроватке звенящие игрушки. Когда ребенок не спит, опускаем их на такую высоту, при которой случайное прикосновение его руки к игрушке вызовет соответствующие звуки. Игрушки надо разнообразить по звуку и форме и подвешивать так, чтобы ребенок попытался схватить отдельные из них. Организуйте с ребенком игру "Хватание, дерганье, отталкивание".

   Помимо подвешенных игрушек уже с первых месяцев вкладываем в руки ребенка мелкие и легкие предметы. Сначала он на какой-то момент сжимает руку на предмете и тут же разжимает. Не обращайте внимание и продолжайте давать различные предметы. Это необходимо для того, чтобы подготовить его к хватательным движениям. В двухмесячном возрасте ребенок начнет задерживать на какой-то момент предметы, а затем резко их встряхивать.

      Кроме купленных в магазине игрушек, можно дать ребенку различные плотно закрытые коробочки и баночки, в которых насыпаны горох, крупа, пуговицы. Со временем емкость коробочек увеличивают, чтобы стимулировать ребенка брать их обеими руками.

       Если ребенок имеет остаточное зрение, следует подвешивать к кроватке небольшие и легкие блестящие предметы, издающие звук при прикосновении к ним: погремушки, колокольчики, бусы.

       В пять-шесть месяцев быстро формируется осязательная и двигательная чувствительность (кинестезия) и у ребенка начинается формирование представлений о предметах.

       Есть еще один прием, который называется "Веселая игра". Лежащего в кроватке малыша папа и мама, поднимают осторожно за ручки; до сидячего положения, говоря при этом: "Пошли вверх". Затем дают ему по одному пальцу, чтобы он держался и сохранял равновесие. Через короткое время, держа малыша за ручки, опускают до лежачего положения на спину, говоря: "Пошли вниз". Тренировки периодически повторяют, пока спинка ребенка не окрепнет.

     При показе каких-либо движений не становитесь перед ребенком, т. к. в этом случае ваши движения будут выглядеть "зеркальным отображением" и воспримутся им труднее. Встаньте позади ребенка, возьмите в свои руки руку малыша или его ногу, и он начнет имитировать ваши движения.   Чтобы помочь малышу понимать и выполнять простые поручения, можно использовать упражнения с осязательными ориентирами. Например, мать просит: "Миша, дай мне руку". Отец протягивает руку ребенка в сторону матери, которая; беря ладошку малыша, хвалит его: "Спасибо, как хорошо ты подал мне руку".                Старайтесь постоянно расширять понимание ребенком, повторяющихся дома звуков и ассоциировать их с определенными действиями. Когда открываем кран, чтобы налить ванну, говорим ребёнку: "Ванна. Будем купаться". Когда звенит звонок у дверей, говорим: "Кто-то идет к нам". Перед прогулкой следует сказать: "Идем гулять". Ведем его за руку к шкафу или вешалке. Через какое-то время можно заметить, что малыш попытается попасть в шкаф с одеждой - это значит, что он начинает понимать смысл слов.

       Очень важно для ребенка знать и называть части тела. Упражнения надо начинать в полуторагодовалом возрасте. Спрашиваем у ребенка: "Где твоя голова, животик, ножки?" Берем руку малыша и кладем на определенную часть тела, называя ее. Повторяем это многократно и не один день. Убедившись в том, что ребенок может уже правильно показывать части тела, переходим к показу частей лица: щеки, нос, глаза, уши. Учим запоминать одновременно только одну часть тела и постепенно переходим к другой. Во время купания и одевания старайтесь как можно чаще называть части тела. Побуждайте малыша к тому, чтобы он вместе с вами повторял названия их.

   Касание различных частей тела ребенка, мамы, папы, куклы может стать интересной игрой. При этом малыш ответит только на один вопрос: "Что это?" или покажет определенную часть тела.

   Если в семье только слепой ребенок, желательно познакомить его с нормально видящим. Лучше, если последний немного старше. Игры с нормально видящим ребенком расширят Кругозор и пополнят словарный запас ребенка с дефектом зрения. К тому же ему, как и всякому другому малышу, нужны друзья.

   Развитию речи поможет чтение стихов и сказок. При этом в сказках не должны быть образы, основанные на зрительных восприятиях.

Учите ребенка подражать тем звукам, которые он слышит сам: лаю собаки, мяуканью кошки, мычанию коровы, гудку машины.

Разговаривая с малышом, не подражайте его лепету, иначе ребенок будет отвечать также, даже в тех случаях, когда может сказать правильно. Развитие правильной речи в этом случае будет задерживаться.

      Следите за позой ребенка во время разговора с другим человеком. Голова его не должна быть склоненной, лицо обращено в сторону собеседника, а собеседник должен ощущать реакцию ребенка на разговор.

       Многое зависит от родителей, от их доброго отношения к ребенку, желания помочь ему, от их готовности пойти на немалые затраты времени и энергии и, конечно, от степени активности самого ребенка.

    

Желаю успехов !!!

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru