Если малыш не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему? Какое отношение имеют неправильно произносимые звуки на успеваемость?

Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя  звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия.

   Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).

    Известно, что звукобуквенный  анализ основан  на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха,  речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве.

Как  можно проверить фонематический слух?

1. Покажите ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия

должны различаться только одним проверяемым звуком.

Например: коза – коса, мишка – миска, бочка-почка, лук – люк.

Чтобы получить  правильный результат,  необходимо соблюдать следующие условия:

- Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.

- Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.

 

2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками: да – та,   та – да,   ка – га,    та – да – та,  ка – га – ка, ца – ча – ца.

 

3. Просим ребенка  хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.

Например: Хлопнуть, услышав звук [А]:  О, А, И, А, А, У,О…

 

На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие. Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Как проверить фонематическое восприятие?

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:

1. Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.

 

2. Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, [С]-[З] (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].

Ещё один очень нужный навык для успешного обучения в школе – это фонематический анализ. Фонематический анализ это  разложение слова на составляющие его фонемы (звуки).

Как проверить сформированность фонематического анализа?

Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа  применяют следующие задания:

1. Выделение звука на фоне слова.

Например: «Слышишь ли ты звук П в слове «суп»? Звук М в слове «май»? Звук К в слове «сок»? Звук А в слове «Аня»? звук О в слове «Оля»? звук У в слове «утро».

 

2.  Выделение звука из слова.

Например: «Какой первый (последний) звук ты слышишь в слове?» сон, дом, индюк…

 

3. Определение места звука в слове.

Например: «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ (НОС, КОСА), в начале, в середине или в конце слова?».

 

4. Определение последовательности звуков в слове.

Например: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]».

«Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка.

«Какой звук ты слы­шишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка.

«Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?». Ответ ребенка.

«Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка.

 

5. Определение количества звуков в слове.

Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков. Например: «Сколько звуков в слове PPAAAК?»

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.

Как проверить сформированность навыков фонематического синтеза?

 Предлагаем ребенку  слова из 3—5 слов с сохранной звукослоговой структурой.

Например: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их  рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово:

[С], [О], (К];           [Р], [А], [К];           [Л], [А], [П], [А]».

 

   Итак, проведя это несложное обследование, мы уже можем сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка.

В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой при обучении грамоте становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

   Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые звуки  являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте.

Желаем удачи!

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru