В общей системе всестороннего и гармоничного развития в нашем ДОУ физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в возрасте 4-7 лет закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. В настоящее время профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений физического воспитания, идет поиск разнообразия и новых эффективных формфизкультурно-оздоровительной работы. В качестве одной из таких форм в нашем ДОУ являются занятия с использованием тренажеров простого и сложного устройствана физкультурных занятиях, так и в качестве «сухого бассейна», если нет занятий в воде, по каким-либо причинам.В организации работы используется методическое пособие Руновой М.А.,«Занятия на тренажерах в детском саду».
Занятия - тренировки, с использованием тренажеров,способствуют развитию и укреплению различных групп мышц и всего организма в целом, развивают многие физические качества, разнообразят воспитательный и педагогический процесс проводятся по подгруппам, такое распределение детей дает возможность педагогу осуществлять индивидуально дифференцированный подход и проводить занятия, которые различаются по объему физической нагрузки, методам и приемам.
Каждое занятие на тренажерах состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть - включаетбеседу о ТБ на тренажёрах, их названия и какие части тела они развивают.
В основной части- дети занимают места на тренажерах и выполняют задания по методу круговой тренировки. Каждое задание повторяется в зависимости от возможностей ребенка (двигательных, возрастных, функциональных). Во время выполнения инструктор указывает на ошибки, следит за нагрузкой (темпом, количеством повторов, длительностью упражнений), правильностью выполнения и поощряет детей. После выполнения задания в течении1-2 мин, дети встают около тренажеров и делают упражнения на дыхание, расслабляющие движения, упражнения на координацию, самомассаж, гимнастику артикуляционную, для глаз, произносят скороговорки.
Затем дети переходят на следующий тренажер, по кругу.
Вместе с тренажерами сложного устройства важно использовать тренажеры простейшего типа (батут, мяч-фитбол массажный, диски «Здоровье», гимнастические ролики, эспандеры кистевые и т.д.).
Из тренажеров сложного устройства мы используем до 16, например:
- Тренажер «Брусья опорные» - для тренировки мышц живота и рук, для развития силы и выносливости мышц брюшного пресса;
- Тренажер « Наездник» - для мышц рук, груди и туловища;
- Тренажер «Жим ногами» («машина») - для тренировки мышц ног;
- Тренажер «Тяга верхняя» (« поднять груз») - для мышц рук, груди и туловища;
- Беговая дорожка- для укрепления мышц ног, развития выносливости, тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- Тренажер «Степпер» («ступеньки») - для работы рук, ног, развития координации;
- Велотренажер - развивает быстроту для укрепления мышц ног, развития выносливости, тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- Тренажер «Гребля» – тренажер силы, для работы рук, ног;
- Тренажер « Бегущая по волнам» - для мышц ног, спины, косых мышц живота, тренировки координации, имитация движений как при ходьбе на лыжах;
- Тренажер «Гимнастическая скамья»- развивает гибкость, силу мышц ног, спины и брюшного пресса.
Заключительная часть - включает: упражнения на дыхание, расслабление, растяжку, малоподвижные игры.
Общая продолжительность занятия составляет 20-30 мин.
В процессе занятий стало видно, что дети с высоким уровнем физической подготовки очень быстро усваивают весь процесс обучения, достаточно 1-2 показов с небольшими объяснениями и уточнениями. Малоподвижным и ослабленным детям требуется более четкое и подробное пояснение с многократным показом. Нужно всячески поощрять их, чтобы они поверили в свои силы.
Обязательным условием на занятиях, создание благоприятной обстановки: доброжелательности и уважения к каждому ребенку, оказания помощи и поддержки.
Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, управлять своим поведением.