Среди разнообразных занятий в детском саду для детей с нарушениями зрения изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка.

  При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении.

       Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальный контакт, ориентировку, ограничивая возможность ребенка заниматься различными видами деятельности.

      Среди дошкольников с нарушениями зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную и искаженную информацию; другие – с очень низкой остротой зрения, опираются на осязание, не используя при этом имеющееся остаточное зрение. У детей с нарушением  зрения страдают процессы познания, ориентировка в пространстве и практическая деятельность.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка  с нарушением зрения является овладение движениями рук,  мышечные возможности руки ребенка также как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции.  При этом особую роль играют гимнастические упражнения  для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет коррегировать движения каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательной реакции.

   Одевание или переодевание ребенка – самое подходящее время для его знакомства с собственным телом и ориентировки на нем. Когда вы прикасаетесь к ребенку, называйте части тела, которые вы трогаете в данный момент: «Это ножки!». Играйте с ним в игры типа «Ладушки». Называйте одежду. Называйте правую и левую стороны, это очень важно для вашего ребенка, так как поможет ему позже, когда начнется обучение движениям. Говорите, что вы делаете и просите помочь: «Я надеваю носочек на правую ножку. Дай мне свою туфельку».

   Привлекайте внимание малыша к качеству и цвету ткани: красные носки, колючий свитер. Независимо от того есть или нет у ребенка возможность видеть цвет, он живет в мире, где есть цвета и он должен знать их названия.

   Покупая и подбирая одежду и обувь для ребенка, нужно подумать:

   Незрячий ребенок будет развиваться так же, как и большинство детей, но с некото­рыми индивидуальными различиями.

   Родителям, прежде всего, нужно осознать, что дети развиваются по-разному незави­симо от наличия или отсутствия у них проблем со зрением. Но при воспитании слепых или слабовидящих детей следует обращать особое внимание на компенсаторное развитие со­хранных органов чувств. Например, вместо того, чтобы пассивно ждать от ребенка, когда же он начнет учиться ходить, нужно стимулировать его к этому, окружая звучащими предметами, вызывающими у него интерес и желание до них добраться.  Обучение - ключ к развитию, и родители могут помочь своему незрячему ребенку научиться, эффективно использовать слух, осязание и обоняние, а если ребенок слабови­дящий, то и остаточное зрение.

   РАЗВИТИЕ СЛУХА

 Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует такую организационную форму, как повседневное, продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляют более высокие требования.

   Учет своевременности и качества работы является непременным условием успешной организации деятельности по самообслуживанию.

   В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны всех взрослых.

  Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru