Здравствуйте, уважаемые читатели!

   

   В предыдущей консультации я  предложила вашему вниманию игры с ребенком на развитие фонематического слуха на первом этапе.  

   Сегодня вашему вниманию предлагаю игры второго этапа. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

   1.  Игра «Чей голос».  Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами,  дети по очереди называют имя водящего.  Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

  Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий.  Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.  Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении рассказов. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту. Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 

Фонематический слух - основа правильной речи.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить.

Работа по развитию фонематических процессов проводится поэтапно.

Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.

Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Четвертый этап – дифференциация слогов.

Пятый этап – дифференциация фонем.

Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

   Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных  упражнений направленных на укрепление органов артикуляции (губ, языка, щек, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимые положения, без труда совершать  многократные переходы от одного движения к другому.А всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

   Причины, по которым нужно заниматься артикуляционной гимнастикой:

в первых- некоторые дети благодаря  своевременному началу занятий  артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;

во вторых  - дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои дефекты, когда с ним начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовленными;

в третьих- артикуляционная гимнастика полезна даже детям с правильным, но вялым, нечетким звукопроизношением, про которых ещё говорят, что у него «каша во рту»;

а в четвертых –  занятия артикуляционной  гимнастикой позволяет всем – и детям и взрослым - научится говорить правильно, четко и красиво.

   Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос, является важнейшей функцией организма.

   Однако речевое дыханье детей обладает определёнными особенностями, связанными часто со слабостью диафрагмальной мускулатуры, небольшим объёмом лёгких. Отсюда и возникают некоторые трудности. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши, свечи. Такие упражнения помогают выработать мощную, длинную и точно направленную воздушную струю, необходимую для правильного произнесения звуков.

   При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

  Представленные ниже вашему вниманию игры  способствуют развитию дифференцированного дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху, активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru