Любое автоматизированное движение мышц (рук, ног, языка, губ) – сначала выполняется с участием сознания, многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука  проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация  идет дольше. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.

   Вне зависимости от этапа  нужно помнить несколько моментов:

   Передоложенные упражнения помогают  развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Ребенок должен услышать, понять и выполнить задания-поручения. Задания нужно   произносить  не громко, но очень четко.

  1. Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».

   Правильное речевое дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система  — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой чёткой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи, это энергетическая база для речевой системы.

Особенности речевого дыхания

   Как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Для речевого дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза,  и продолжительный ровный выдох.

   Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

    Уважаемые взрослые. Хочу предложить вам несколько интересных и часто используемых игр, направленных на закрепление звука. С помощью игры вы сможете вовлечь ребёнка в занятие незаметно, ненавязчиво. Ребёнок даже не обратит внимания на то, что на протяжении игры решается основная задача – закрепление правильного произношения поставленного звука.

  

«Звоночки»

   Предложить ребенку  сходить в гости к звуку. Дверь у него закрыта, чтоб дверь открылась нужно нажать    пальчиком на кнопки-звоночки  (нарисованные круги, квадратики или прямоугольники) и одновременно произносить изолированный  звук   или  слог с поставленным звуком. Сколько нажатий, столько и повторов.

 «Волшебный мячик»

   Взрослый говорит слово со звуком и бросает мячик ребенку. Ребенок повторяет слово и возвращает мячик.

 «Кубик»

   Ребенок бросает кубик, а затем произносит слог или слово столько раз, сколько точек выпало на боковой грани кубика.

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru