В целях развития социально-адаптивных навыков у детей с нарушением зрения на занятиях и домашних условиях представляется эффективным применение игровых технологий с использованием  наглядных пособий, предназначенных для осязательного восприятия, знаковых предметов, связанных с теми или иными предметами окружающей среды, аудиозаписей и т.д.

      Игровые технологии являются игровой формой взаимодействия воспитателя и воспитанника, родителя и ребенка через реализацию определенного сюжета при условии включения образовательных задач в содержание игры.  

      Правильно организованная, с учетом специфики материала и, главное, состояния зрительного анализатора детей игра тренирует память, что особенно важно для детей со зрительной патологией, ведь обучение таких детей проходит успешно лишь при соблюдении определенных условий.  

      Игра расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

      Игра способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активизирует развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

      В ходе игры формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются коммуникативные навыки, толерантность. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, невзирая на различную степень зрительной депривации, добиваться успеха в игре, преодолевают робость, комплексы, обучаются различным приемам взаимопомощи.

      Игры различных типов с успехом могут применяться при разных видах организованной или свободной деятельности детей. А также при проведении непосредственно образовательной деятельности со слепыми и слабовидящими детьми.

      Вашему вниманию предлагаютсядидактические игры и упражнения на формирование слухового, зрительного, тактильного восприятия, в которые можно играть как в детском саду, так и в домашних условиях.

 

Развивающие игры и упражнения для формирования слухового восприятия детей с нарушением зрения

 

  1. «Найди мяч».

Оборудование: мяч, бубен или колокольчик.

Цель игры: развитие слухового восприятия, концентрации внимания.

Ход игры. Педагог выбирает водящего из числа незрячих детей. Затем прячет мяч и предлагает водящему найти его, ориентируясь на звук бубна. Если ребенок удаляется далеко от спрятанного мяча, то бубен звучит громко, если подходит близко – тише.

Игра повторяется несколько раз с разными детьми-водящими.

 

2. «Один - много».

Оборудование: колокольчик, бубен (разные музыкальные инструменты).

Цель игры: развитие слухового восприятия, концентрации внимания, закрепление счета.

Ход игры. Воспитатель предлагает на слух различить количество ударов по бубну (один или несколько). Дети внимательно слушают и считают.

 

Развивающие игры и упражнения для формирования зрительного восприятия детей с нарушением зрения.

 

1. «Расставь домики».

Оборудование: магнитная доска, макеты домиков.

Цель игры: развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, закрепление счета.

Ход игры. Ребенку предлагается запомнить порядок расположения  домов на улице, затем с закрытыми глазами (по памяти) расставить их по образцу.

2. «Зашумленные картинки».

Оборудование: набор зашумленных картинок.

Цель игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.

Ход игры. Дошкольнику дается задание найти и выделить контур животного посреди насекомых. Контур обвести и заштриховать.

 

Развивающие игры и упражнения для формирования тактильного восприятия детей с нарушением зрения.

 

1. «Игра «Волшебная коробочка».

Оборудование: закрытая коробка с отверстиями с 2-х сторон для рук, игрушки небольшого размера.

Сложить в коробку разные игрушки и предметы небольшого размера (мячи, шишки, куколки, машинки, орехи и т.д.). Предложить ребенку поиграть: «Достань что-нибудь». Ребенок достаёт предмет, ощупывает, называет её и описывает.

2. «Найди что назову».

Оборудование: стол, предметы по лексической теме (например, фрукты, объемные тела и т.д.).

Задание: найти предмет и дать его характеристики.

 

Развивающие игры и упражнения для формирования произвольного внимания детей с нарушением зрения.

 

1.«Съедобное - несъедобное»

Воспитатель называет ребенку различные предметы съедобные и несъедобные. Ребёнок должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Дошкольник внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, съедобное, если несъедобное - молчит. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. «Найди отличия».

Оборудование: две куклы имеющих различия.

Ребенку предлагается: обследовать кукол и определить их различия. У куклы с правой стороны длинные волосы, она большая по размеру, на ней одежда: платье и т.д. А у куклы с левой стороны от меня короткие волосы, на голове шапочка, она маленького роста и т.д.

 

Желаем успехов!

 

 

 

 

Copyright © 2015 МБДОУ Детский сад №9 "Кристаллик"

По вопросам создания сайта обращаться по: тел. 8-922-065-18-53, e-mail. wiktor84@mail.ru